Руководство по инквизиционному процессу: I. По поступившему доносу Инквизитор допрашивает свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать во время их дачи, чтобы выслушивать их при чтении полностью.
II. Это чтение происходит в присутствии свидетелей, у которых спрашивают, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывают и сажают в церковную тюрьму, в случае если в городе нет монастыря Ордена Странгиниканцев, который может её заменить.
III. После ареста подсудимый подвергается допросу, и против него тотчас же начинается дело согласно правилам, причем делается сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия
IV. Инквизитор после заслушания свидетелей обвиняет подсудимого;
V. Сознание обвиняемого служит обвинением и ответом.
VI. Если обвиняемый признаёт себя виновным в одной ереси, напрасно уверяет он, что он не виновен по отношению к другим преступлениям; ему не разрешается защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, уже доказано.
VI. Сознавшегося спрашивают только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным.
VII. Если он соглашается, то его примиряют с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием.
VIII. Если злостно отказывается, то надлежит считать его упорным еретиком, и предать его в руки светской власти с копией приговора
IX. Смертную казнь, как и конфискацию, Конгрегация не применяет, ибо это дело светской власти.
X. Дело Конгрегации - употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствует, или если его обращение притворно, ей нечего с ним более делать. Церкви надлежит объявить его еретиком и лишить своего покровительства.
XI. Обвинительный приговор Конгрегации включает в себя осуждение за ересь и сопровождается отлучением от Церкви, также в нём должно быть упоминание о передаче обвиняемого суду светской власти с формулировкой debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам».
XII. Не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников.
XIII. Светская власть по своему божественному назначению не может не предавать еретиков смерти, и только вследствие своей безграничной любви Церковь может два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание.
XIV. Инквизитор должен воздерживаться произносить свой приговор над еретиком в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а должен произносить его на площади, где происходило последнее действие auto da fe.
XV. Цель Конгрегации — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти.