Шри Бхагаван Дханвантари(воплощение Вишну) выносит из молочного океана Нектар Бессмертия и науку Аюрведы для полубогов. По легенде именно так впервые аюрведическая наука появилась в этой Вселенной, как результат пахтания полубогами и демонами Молочного Океана.
Аюрведа
"Пусть все будут счастливы.
Пусть все избавятся от немощи
и будут сильными и здоровыми.
Пусть все заботятся о благе других
и я тоже хочу принести благо другим
Пусть никто не знает страданий,
пусть ни у кого не будет страданий".
девиз Аюрведы
Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины, названная по имени одной из священных книг (см. Веды). Согласно наиболее распространенной версии, основные принципы Аюрведы возникли примерно в 800 год до н. э., а окончательное формирование системы завершилось к 1000 г. н. э. Основные трактаты — «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» — были написаны, скорее всего, в последние века до рождества Христова. Иногда аюрведу называют «матерью медицины». Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины; ее базовые процедуры (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.
Основное отличие классической Аюрведы от западной медицины состоит в том, что она рассматривает здоровье и болезни человека через призму ведической науки о душе, закон кармы и реинкарнации, тонком теле человека и составляет неотъемлемую часть ведической религии. Поэтому главная цель Аюрведы - не борьба с болезнью, а устранение её истинной причины - греховной деятельности, привычек, негативных черт характера человека. Знание о здоровом образе жизни - занимает одно из важнейших мест в аюрведической науке.
Аюрведическое лечение считается успешным только в том случае, если побеждена не только болезнь, но и причина её породившая - духовное невежество человека.
Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат Шад Даршана, шесть философий настика (признающих авторитет Вед), а именно: санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса и веданта. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Например, по аюрведе всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха(вьяю), огня (теджас), воды (джал, ап), земли (притхви) и эфира (акаш).
Разделы Аюрведы:
Аюрведа рассматривается как упаведа(подраздел) Ригведы или Атхарваведы (в разных источниках об этом говорится по-разному), но точнее говоря, это – поток знания идущий из вечности и передающийся из поколения в поколение, подобно всей ведической литературе. Вот почему о его появлении говорится, что до начала творения вселенной им обладал сам Брахма. Это знание считается вечным, поскольку не знает, когда оно не существовало. Все это показывает его долгую традицию и глубокую связь с ведической культурой.
Как постепенно развивающееся знание, Аюрведа была разделена на восемь отраслей – Кайачикитса (Kayachikitsa - терапия), Шалйа (Shalya Tantra - хирургия), Шалакйа (Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Тantra), Каумарабхрутйа (Kaumarabhritya Tantra - педиатрия, включая акушерство и гинекологию), Агадатантра (Agada Tantra - токсикология), Бхутавидйа (Bhuta Vidya - психиатрия или духовное лечение), Расайана (Rasayana Tantra - здоровый образ жизни, стимулирующая и профилактическая терапия) и Ваджикарана (Bajikarana или Vajikarana - связанная с половой потенцией, очистка генетических нарушений). Количество трактатов, написанных по каждой из этих отраслей, делают каждую из них полностью независимой дисциплиной, в тоже время оставляя место для сотрудничества с другими отраслями Аюрведы. Из всех отраслей, две развились в в более широко распространенные школы: одна – школа медицины (терапии), а вторая – школа хирургии. Первая известна как Кайачикитса, Атрейа или Пунарваса сампрадайа, а вторая - Шалйа или Дханвантара сампрадайа.
Система трёх дош
Согласно философии аюрведы всё сущее, в том числе и человек, состоит из пяти основных стихий (элементов): воздуха, огня, воды, земли и эфира. Их сочетания образуют три фундаментальные жизненные силы (доши): Центральное понятие медицины аюрведы это теория, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными жизненными силами : — Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода), Капха (вода и земля).
* Вата — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы
* Питта — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
* Капха — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.
Тело, в котором эти три жизненные силы находятся в состоянии равновесия, обладает прекрасным здоровьем, а нарушение равновесия вызывает нарушение здоровье. Эти понятия аюрведы позволяют врачам исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.
От соотношения дош зависит тип конституции человека данный ему от рождения — Пракрити, а также тип конституции, который определяется у человека на данный момент — Викрити. Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.
Методы Аюрведы:
В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: Shamana и Shodhana. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и ее признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.
С точки зрения ведической астрологии(Джйотиш) лекарства и методы Shamana имеют лунную энергетику, а Shodhana - солнечную.
Вкус
Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.
* Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
* Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
* Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
* Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
* Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
* Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.
Огромное медицинское значение Аюрведа придаёт специям и пряностям, которые считаются полноценными лекарствами.
Знание вкусов и запахов продуктов позволяет врачу определять их полезность. Именно благодаря этой особенности Аюрведы, позволяющей взаимозаменять различные ингридиенты, сложилось поверье, что аюрведический врач способен найти лекарства в любой части света и любом климате.
Согласно легенде Атрейа, один из легендарных основателей аюрведической медицины и автор "Чарака-самхиты", посвящённой травам, принял ученика из далёких земель. Спустя много лет ученик пришёл к нему и спросил, когда же будет завершено его обучение. Атрейа в ответ на это отправил его с заданием отыскать растение, которое является абсолютно бесполезным для лечения, сказав, что это его испытание на окончание обучения.
Ученика не было долго. Дни сменялись месяцами, месяцы - годами. Три года он странствовал и, наконец, сокрушённый вернулся к Атрейе, сказав, что он не смог справиться с заданием, ибо изучив тысячи растений, он так и не смог отыскать ни одного, которому бы не было применения в медицине.
Атрейа улыбнулся и сказал, что именно в этом и был смысл испытания, и теперь, осознав эту истину, ученик стал настоящим врачом.
__________________________
При подготовки статьи использовались материалы Википедии и русский перевод "Чарака-самхиты", к сожалению, автор перевода неизвестен.