Изготовление парусов
На строящимся нефе предполлагался один прямой парус и один треугольный. Паруса шьют из льняных или пеньковых тканей. Насчитывается пять
разновидностей этих тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, простой обычный «катун» для шлюпок.
Над этим типом ткани трудились девушки в мастерской целую неделю. Когда выткали «катун», стали сшивать полотнища.
Сначали надо было изготовить детали прямых парусов.
Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2—3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края,—боковыми шкаторинами и нижний край — нижней шкаториной,
или «подошвой» . Верхние углы паруса называют ноковыми, а нижние углы — шкотовыми.
Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если — наискосок, то — боутами. Из последних отметим стоплат — нашивку с лица (Лицом у прямых парусов называется сторона, обращенная к корме, а изнанкой — к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом — к правому), марселя, служившую для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг. Шкотовые и ноковые углы, а также ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифами называют горизонтальный ряд завязок — риф-сезней,
продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. Чтобы укрепить парус в районе прохода риф-сезней, на него параллельно нижней шкаторине нашивают полосу парусины — риф-бант с отверстиями — риф-гатами.
Продевать риф-сезень в риф-гаты нужно так, чтобы половина висела с одной стороны паруса, а половина с другой; чтобы риф-сезень не выскочил из риф-гата, на нем с обеих сторон делают по узлу. На боковых шкаторинах паруса напротив риф-бантов ставят риф-кренгельсы, через которые проводят штык-болты — концы; с их помощью при взятии рифов боковые шкаторины паруса подтягивают к рею и крепят новые ноковые углы.
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившийся рулон обвязывают риф-
сезнями.
Провозившись прямым парусом под руководством жены старого боцмана кучу времени, мастерицы кливер изготовили уже гораздо быстрее.
Когда всё было готово, закатали парус в рулон и на сдвоенной телеги повезли к верфи.