Простенько и понятно. Из курса средней школы
Средневековый город
Город в средние века ещё не полностью оторвался от деревни: часть жителей имела участки земли в окружавших его полях, держала скот. Но жизнь в городе шла в ином ритме, чем в деревне. В городах встречалось множество людей, которые приходили из других мест и стран. Они постоянно соприкасались между собой, уклад жизни менялся. Профессии в городе были более разнообразны, чем в деревне, они требовали новых знаний и навыков. Выдвигались новые слои общества с собственными интересами и представлениями о мире и человеке.
Ремесленники и купцы нуждались в свободе, чтобы развивать производство и торговлю, не подвергаясь стеснениям со стороны сеньора. Горожане боролись за самоуправление, за коммунальные вольности: право иметь собственные выборные власти, суды, полицию, ополчение, устанавливать местные налоги и законы.
Горожане пользовались личной свободой. Если сбежавший крестьянин проживал в городе год и один день, он становился свободным человеком.
Первоначально власть в освободившихся городах принадлежала семьям из самых богатых горожан, из патрициата. Только они имели право заседать в городском совете и избираться на высшие должности.
Купцам и ремесленникам нужно было уметь считать деньги, товары, вести записи. Поэтому пробудился интерес к арифметике и письму. В городах, среди торговцев растет потребность в географии, появляются географические карты, насыщенные реальными деталями - очертаниями берегов, островов, континентов.
С точки зрения церкви, ремесленники и купцы, которые мошенничают и обвешивают народ, обречены на вечную гибель, хотя надежда спастись у них была: нужно было творить добрые дела, а за душу умершего родственника нужно молиться, тогда она очистится в чистилище и попадет в рай.
Растет потребность в точном измерении времени, которым не могли не дорожить купцы и ремесленники. Время становится одним из даров Творца, его нужно беречь и разумно им распоряжаться. На колокольнях соборов и башнях городских советов в крупных городах появляются механические часы.
Мир – это мастерская, а труд ремесленника подобен труду Творца. Получают признание земные интересы человека, его активная деятельность, труд и честно заработанное имущество.
Средневековая деревня
Крестьяне образовывали основание феодальной иерархии, находясь официально вне её. За их счет жили все господа. Но крестьяне были не вассалами, а подданными. Чтобы избежать худшего – разграбления хозяйства вооруженным и воинственным соседом, простым людям приходилось искать защиты у могущественного светского сеньора или монастыря. Забота о защите своего хозяйства побуждала крестьянина держаться своего хозяина, в котором он видел своего покровителя.
Покровитель крестьян присваивал себе право собственности на их земли, в том числе на общинные угодья (выпасы скота, леса, пустоши) и требовал от них исполнения барщины и уплаты оброка. Крестьянина судили в поместном суде, он не мог покинуть своего господина и без его позволения переселиться в другую местность.
Все эти ограничения свободы на протяжении длительного времени не воспринимались крестьянами как очень стеснительные. Понятие свободы в деревенской среде ещё не привилось. Повинности и оброки не менялись из поколения в поколение. Их регулировал обычай, с которым считались все – и крестьяне, и крупные землевладельцы. Всякие новшества встречались с подозрением, а то, что было раз и навсегда установлено, считалось добром именно в силу того, что издавна повелось.
Крестьянин – всеобщий кормилец. Церковь утверждала, что именно у крестьян наибольшие надежды на загробное спасение: ведь они, выполняя божьи заветы, добывают хлеб насущий в поте лица своего. Феодальное общество опиралось преимущественно на физическую силу крестьянина. Крестьянскому хозяйству нужны были рабочие руки, и ребенок в крестьянской семье начинал трудиться с раннего детства.
Во главе угла, однако, стояла забота о спасении душ христиан, десятая часть урожая отдавалась католической церкви.
В то же время сельских жителей презирали за невежественность и необразованность. Они полагались в основном на слухи, молву, черпали свои познания из рассказов старших, мифов и преданий, им было нелегко отличить правду от вымысла, разграничить действительность и фантазию. Они были доверчивы ко всякого рода небылицам.
Время и меры счета были неточны, приблизительны: длину пути меряли в днях, ткань – локтями, площадь земли – на глаз.